Плесень

Влажная и теплая среда внутри легких человека отлично подходит для размножения грибков, и те давно научились туда заселяться. Каждый день человек вдыхает от 1000 до 10 млрд. спор, но вместо того, чтобы вести с ними беспощадную войну, наша иммунная система изящно заставляет споры совершать суицид. Увы, этот уникальный механизм все чаще стал давать сбой и ученые пытаются понять, что можно с этим сделать.

Когда в организм попадают споры, их атакуют нейтрофилы – высокомобильные иммунные клетки, первая линия обороны. Однако они не сражаются со спорами напрямую, а запускают в них апоптоз или программируемую гибель клеток. Базовый механизм, который позволяет безнадежно поврежденной, неспособной воспроизводиться клетке, погибнуть «с честью», освободив место для остальных. Но ведь споры еще вполне себе живы и здоровы?

Чтобы проверить гипотезу, ученые добавили в ДНК спор особый кодирующий белок «Survivin», который в человеческих клетках блокирует механизм программируемой гибели. Зараженные ими подопытные мышки умерли в муках – в их легких споры выжили, проросли и вызвали серьезное разрушение тканей. Чтобы закрепить успех, ученые ввели мышкам лекарство для блокировки уже белка Survivin и все вернулось на круги своя – нейтрофилы вновь успешно провоцировали суицид у спор.

Изучив, как споры с Survivin сопротивлялись нейтрофилам, ученые обратили внимание на выделение фермента НАДФ, распространенного катализатора окислительных реакций. Клетки спор думают, что оказались в стрессовой среде, на грани гибели, и самоуничтожаются. Но вот беда, производство этого фермента организмом человека нестабильно и все чаще бывает ослаблено генетическими дефектами, воздействием лекарств, последствиями перенесенных инфекций. Такие пациенты в группе риска – сегодня ученые бьются над созданием альтернативного способа разрушения спор в легких людей.

Александр Мартыненко