Грибы-галлюциногены:
К галлюциногенным грибам сейчас относят около 25 видов и из них 75% составляют представители рода псилоцибе (psilocybe), например p.caerulescens, p.semilanceata, p.pelliculosa, p.cubensis. Все грибы рода псилоцибе являются съедобными, хоть и не отличаются отменным вкусом. В этих грибах основными психоактивными веществами являются псилоцибин и псилоцин, также часто встречаются химически схожие баецистин, норбаецистин, которые, как и буфотенин, серотонин являются соединениями триптамина.
Примерно дюжина, разновидностей грибов встречаются в Европе. Наиболее обычный - "колпак свободы" (psilocibe semilanceata). В России он также известен под названием "псилоцибе сосочковидная". Вероятно, это наиболее распростра-ненный вид. В psilocybe semilanceata в примерно одинаковых пропорциях содер-жатся как псилоцин, так и псилоцибин. Psilocybe означает по-гречески "лысая голова", semilanceata состоит из двух латинских корней semi- (полу-) и lancea (копье). Вот таким греко-латинским словосочетанием называют в научном мире этот гриб. Это название он получил из-за характерной остроконечной пипочки на шляпке. Его трудно спутать с каким-либо другим грибом. Поганки довольно хрупкие и рассыпаются в руках как сыроежки. Psilocybe же довольно эластичный и больше напоминает человеческую плоть, чем гриб. Ножка плотная, тонкая, иногда синеватая, бывает обычно длиной от 3 до 10 см, у молодых экземпляров прямая, у более старых извивается. Шляпка шлемовидная, диаметр 0.3-2.0 см, пластинки темные. Края шляпки всегда загнуты вовнутрь, хотя у некоторых взрослых экземпляров шляпка бывает почти плоской (это скорее исключение, чем правило). Окраска обычно золотистая, но варьируется в широких пределах. Даже у рядом растущих грибов можно встретить оттенки от песочно-бежевого до темно-коричневого. Цвет его зависит от многих причин, таких как влажность, тип почвы, сопутствующие растения. Часто semilanceata растет группами, до 10-20 штук. Растет он с сентября по ноябрь, вплоть до первых морозов. Предпочитает расти среди травы на удобряемых скотом полянах, во влажных местах, на кочках, на орошаемых поверхностях.
В свежих грибах кроме достаточно стабильного псилоцибина содержится менее стабильный псилоцин, не сохраняющийся при сушке, за счёт чего свежие грибы "сильнее" сухих.
Грибы-галлюциногены при употреблении вызывают чувство эйфории, сменяющееся продолжительными зрительными и слуховыми галлюцинациями. Зависимость от грибов приводит к разрушению клеток головного мозга и отрицательно сказывается на интеллекте.
Отдельные виды грибов-галлюциногенов широко распространены на территории России. Грибы рода псилоцибе - сапрофиты. Поселяются они на почве, отмерших ветвях и стеблях растений, встречаются на опилках, многие обитают на сфагновых болотах, торфе, навозе. Встречаются в лесу на лесном перегное. Характерная черта многих грибов - обитание на заболоченной почве. Причем собирают их по большинству именно поздней осенью.
Группа грибов-галлюциногенов, сходна по воздействию с ЛСД. В нее входят несколько видов мухоморов и грибы из рода псилоцибе. У кельтов их употребление было частью национальной культуры. Скандинавы использовали такие грибы для приведения воинов-"берсерков" в состояние неуправляемой ярости. Шаманы Сибири применяли напитки из мухоморов, чтобы впасть в транс во время камлания.
Механизм, при помощи которого псилоцибин вызывает галлюцинации, до сих пор неизвестен науке. Hаиболее общими признаками проявления их действия следует считать:
1.Изменения визуального восприятия: "расплывание", "подвижность", "дыхание" поверхностей, необычное чувство цвета и формы, повышенное воображение. "Открытие новых, скрытых ранее сторон реальности".
2. Изменения слухового восприятия: повышенная чувствительность к звукам, изменение музыкального ощущения, чувства речи. Ощущение "внутреннего голоса".
3. Изменение осязания и чувства тела: чувство холода или жара, ощущение того, что меняются пропорции тела, повышенная кожная чувствительность.
4. Изменение вкуса и обоняния.
5. Изменение мыслительной деятельности: расширение сознания, обострение ассоциативного мышления, интуиции, глубокие эмоциональные переживания. Воссоздание в мельчайших подробностях эмоционально значимых переживаний прошлого, включая рождение и даже внутриутробную жизнь. Приписываются также мистические откровения, ясновидение.
Разрушается граница между внутренним "я" и внешним миром. Окружающие предметы оживают и приходят в движение. Логическое мышление отступает на задний план. Человек с трудом может связно думать. Общение с другими людьми становится неадыкватным. Понимание речи не ухудшается, но сказать что-либо разумное человек не в состоянии. Описаны переживания ужаса, витальной тоски, бессмысленности жизни, приступы неуправляемой агрессивности, случаи самоубийств и убийств во время опьянения и последующие несколько суток. Иногда же - ощущение сверхсчастья, близости к богу, неизъяснимого восторга. Примечательно, что эйфория не включает в себя заметным образом соматический компонент удовольствия, а переживаниям даже сильных аффектов в большинстве случаев не соответствует двигательная активность. Блаженство и восторг переживаются экстатически, с застыванием.
В грибах-галлюциногенах содержится вещество псилоцибин, которое является самым распространенным наркотиком. В конце лета наркоманы едят галлюциногенные грибы сырыми прямо в лесу. В "не сезон" варят суп или заваривают сухие грибы в виде чая.
На китайских каменных рельефах эпохи Хань есть изображения мифического зайца, живущего на Луне и толкущего там эликсир бессмертия. Заяц держит в лапах волшебный гриб чжи, точно не идентифицированный до сих пор. Весьма вероятно, что это был какой-то ядовитый гриб, который считался сверхъестественным из-за наркотических свойств.
Индейские шаманы, употребляя эти грибы, входят в измененное состояние сознания, находясь в котором, они общаются с духами, предсказывают будущее, исцеляют людей, одним словом, занимаются всем тем, что положено делать шаману. Интересен тот факт, что по индейским верованиям, для того чтобы исцелить человека от болезни шаман может давать галлюциногенное снадобье больному, может употреблять его сам, или же оба, и шаман и больной употребляют снадобье. Другими словами, понятие лекарства в индейском мировоззрении отличается от европейского, его может принимать как сам больной, так и врач.